Пи́ксельная гра́фика (или пиксел-арт, от англ. pixel art) — форма цифровой живописи, созданной на компьютере с помощью растрового графического редактора, где изображение редактируется на уровне пикселей. На старых (или на неполнофункциональных) компьютерах, в играх для Game Boy, играх для старых игровых приставок и многих играх для мобильных телефонов в основном используется пиксельная графика.
Распространено заблуждение, что любой рисунок или эскиз, сделанные с использованием растровых редакторов — пиксельная графика. Это неверно, «пиксельное» изображение отличается от «непиксельного» технологией — ручным редактированием рисунка пиксель за пикселем. Поэтому пиксельный рисунок отличается от других видов компьютерного искусства небольшими размерами, ограниченной цветовой палитрой и (как правило) отсутствием сглаживания.
Пиксельная графика использует лишь простейшие инструменты графических редакторов, такие как «карандаш», «прямая» или «заливка». Поэтому встречаются шедевры пиксельной графики, сделанные в Microsoft Paint и других неполнофункциональных редакторах.
В любом случае, использование инструментов, не работающих с отдельными пикселями (например, «Кисть») и автоматических фильтров (таких, как сглаживание) считается неприемлемым в «настоящем» искусстве пиксельной графики — такие инструменты добавляют новые пиксели автоматически, нарушая аккуратное ручное размещение. «Правилом хорошего тона» считается использовать минимальное число цветов; в идеале — стандартные 16 цветов, доступные на подавляющем большинстве видеоподсистем, даже самых ранних: в них три бита кодируют сигналы R,G,B и четвёртый бит кодирует яркость.
Некоторые классические виды изобразительных искусств, такие как вышивка крестиком, мозаика и вышивка бисером, напоминают пиксельную графику, так как рисунок складывается из небольших цветных элементов, аналогичных пикселям современных мониторов.
[править] Достоинства
* Один из самых простых в изучении стилей компьютерного искусства (простую пиксельную картинку можно нарисовать, даже не имея особых художественных способностей).
* Требует мало памяти за счёт применения палитровых форматов с небольшим количеством цветов.
* Даже при очень плохой цветопередаче пиксельный рисунок не теряет выразительности.
* Наиболее красивый графический стиль, доступный на системах с ограниченной цветовой палитрой.
* Хорошо выглядит на экранах с чёткими границами пикселей (наподобие ЖК).
[править] Недостатки
* Плохо переносит автоматическое масштабирование (при изменении разрешения картинку требуется перерисовывать).
* Практически недоступна для систем автоматического рендеринга.
* На некачественных мониторах (чересстрочные ЭЛТ, некоторые ЖК с аналоговым входом) «сетчатое» тонирование может мерцать.